Sid Meier’s Civilization 3

Главная » PC-игры » Sid Meier’s Civilization 3 » Руководство и прохождение

Руководство и прохождение

Информация актуальна для сложности Regent-Monarch и классической Civilization 3 v1.29. Профи, играющие на Сиде, могут статью не читать, чтобы не было скучно. Остальным, надеюсь, она поможет в нелегкой борьбе за мировой трон.

Введение

Как играть в Civilization? Вопрос обычно задают те, кому имя Сида Мейера ничего не говорит, пусть даже и слышалось где-то пару раз. «Тупая игра», — так скажет большинство новичков, когда их единственный, с любовью отстроенный город будет захвачен какими-нибудь зулусами, а на экране высветится разбитая физиономия.

Вообще, важность территории и расширения ее границ часто недооценивают. Компьютер в этом направлении работает довольно активно и даже агрессивно. А если цивилизаций много, будьте уверены, обложат они вас довольно быстро. Можно, конечно, начать войну, но задержав в развитии одного противника, вы скорее всего дадите вырваться другим, а воевать против всех на ранних этапах, увы, не получится. Ресурсов не хватит.

Какая же стратегия? Она банальна — строить города, поселенцев, рабочих и воинов. Более занятный вопрос, в каких пропорциях. Именно здесь, как нигде, должен соблюдаться баланс. Клепая только колонистов, вы оставите свою империю без защиты, чем быстро воспользуется ваш мирный на первый взгляд сосед. Но и наполеоновская армия вас не спасет, так как ее надо содержать, а без городов и, соответственно, денег мудрые советники ее просто распустят.

На заре цивилизации

Место для первого поселения обычно генератор выбирает удачное. Река или озеро, часто бонусный ресурс вроде пшеницы, коровы, дичи. Строится город, затем пара-тройка воинов либо скаутов. Они прочесывают окрестности, тем временем рабочий обрабатывает землю — в первую очередь там, где трудится население. На лугах и в горах необходима шахта; в степях, пустынях — ирригация. Клетку с бонусом также лучше орошать — при деспотизме она дает больше 2 единиц пищи, и город растет активнее.

Пару слов о дорогах. Они позволяют не только быстрее передвигаться юнитам, но и увеличивают доход. А это важно для научных исследований — сидеть спокойно в глиняных мазанках, когда уже изобретен порох, вам никто не даст. Либо объявят войну, либо обложат данью. Но вы ведь не хотите быть лохами?..

Короче, стройте дороги, дополнительно раскошеливайтесь на науку. Это делается в окне главного советника. Двигайте ползунок на 100% и пока не трогайте. Со временем придется уменьшать процент, поскольку надо будет тратиться на содержание построек и армию. Но сейчас у вас только 3-4 юнита, которые оплачивает город, а не казна.

Второй город

На следующем этапе готовится поселенец. К этому моменту население города выросло, и рабочий, соответственно, обработал пару клеток под вашим чутким руководством. Автоматизировать его сейчас нецелесообразно, это будет позже, когда от его действий не будет зависеть судьба страны. Воины, которых вы произвели на свет, уже должны исследовать некоторую область и сориентировать вас на карте.

Где строить города? У пресной воды, на равнинах и рядом с бонусными клетками. В этом случае они будут развиваться, а не застаиваться. Старайтесь не выбирать пустыни или тундру — это самые плохие районы. Их надо осваивать, только когда больше нет свободных участков. В будущем оттяпывайте себе любые плодородные земли, прежде чем это сделают соседи.

Расстояние между городами намечайте в 3-4 квадрата. Если не видно сетку, нажмите CTRL+G. Растягивать их в пространстве нет смысла, равно как и уплотнять. В первом случае пострадает мобильность юнитов, вдобавок, вырастет коррупция. Во втором скажется пересечение клеток — города будут хуже развиваться и в итоге дадут меньше плюшек.

Civilization 3

Итак, основан второй город. В нем строится либо рабочий, либо воин в зависимости от ситуации. Учитывайте, что рабочий отнимает единицу населения, когда создается — если до этого оно не успевает вырасти до 2, ходы просто теряются. Поселенец появляется на отметке 3 и выше. Улучшить прирост населения помогает ирригация клеток, а более высокую производительность дают шахты.

Имперские амбиции

В столице как можно быстрее возводите Амбары, они ускоряют уже упомянутый рост в два раза. Следующие поселенцы должны штамповаться, как сосиски, чтобы занимать прилегающие территории. Если будете телиться, конкуренты это сделают за вас, и тогда прощай победа. Возникнут проблемы с ресурсами и обороноспособностью, начнется отставание в технологиях. При таком раскладе долго вы не протянете.

Для обустройства империи выделяйте минимум одного работника на город, плюс какое-то количество для строительства дорог. Связывайте трактами все населенные пункты, и так, чтобы передвигаться между ними по кратчайшему пути. То есть по прямой. Будет вдвойне неприятно, когда ваши пограничные города осадит враг, а вы не сможете перебросить подкрепление.

Следующее, о чем надо упомянуть — ресурсы роскоши. Это клетки с виноградом, алмазами, мамонтами, скунсами. Всего 8 разновидностей. Захватывайте их в первую очередь, они увеличивают число довольных жителей и позволяют по максимуму занять население. В противном случае в городах начнутся беспорядки либо заведутся шуты — класс ничего не производящих паразитов. За роскошь и стратегические ресурсы другие цивилизации будут воевать, если придется. Их же потребуют и от вас в приоритетном порядке.

Если у вас постоянно дымятся города, это значит, что несчастных жителей в них больше, чем счастливых. Дайте задание губернаторам следить за настроением граждан, затем улучшайте общее благосостояние — добывайте роскошь; стройте храмы, соборы, колизеи, рынки.

Государственные дела

Что дальше? В столице некоторое время нанимайте поселенцев и военных юнитов, потом начинайте строить Чудо, лучше всего Пирамиды. Ориентируйтесь где-то на 1200-1000 г. до н.э. Чтобы опередить конкурентов, обрабатывайте земли вокруг города и присоединяйте к нему рабочих. Избавиться от шутов помогают укрепленный гарнизон, роскошь и выделение денег на развлечения.

В других точках также создаются поселенцы, рабочие и войска. На периферии скорее всего будет высокая коррупция, там пока ничего не делайте, ставьте города на капитализацию. Позже, когда они вырастут, можно будет заняться их развитием, построить где-нибудь Запретный Дворец и сформировать второй промышленный центр.

В крупных городах возводите Храмы, они расширяют культуру и дают одного счастливого жителя. У научных цивилизаций можно строить Библиотеки — дешевле и быстрее. Главное сейчас — получить дополнительные клетки для роста, а какая постройка это сделает — в принципе, неважно.

Если вблизи любого города обосновался ваш сосед, обязательно стройте там Храм или Библиотеку, иначе есть риск, что произойдет культурное завоевание, и он просто перейдет к этой цивилизации! Независимо от того, воюете вы с ней или нет.

Вообще, помните, что постройки не везде эффективны. Например, какой-то город плохо развит и приносит всего 2 золотых монеты. В нем пока не нужен Рынок. Очередность также иногда имеет значение. В городе с большой коррупцией есть смысл сначала построить Суд, затем все остальное. Население 5-6 и нет доступа к пресной воде — Акведук будет важнее, чем Университет… Короче, анализируйте и действуйте по обстоятельствам.

Путь воина

Рано или поздно вы встретитесь с другими цивилизациями, и встанет вопрос, как с ними быть (опустим вариант, когда на карте выбран один оппонент). Тут только два пути: война или мир. В первом случае забудьте о развитии, вам потребуется современная и многочисленная армия в связке с грамотной дорожной сетью. Крайне желательны Казармы во всех значимых городах и смена строя на Монархию-Коммунизм.

Сменить общественный строй вы сможете только в конце первой эпохи, когда изучите Республику и Монархию. Первое не годится для войны из-за усталости — ваше население станет несчастным, что в итоге повлияет на производство. Второе не даст такого штрафа, но затормозит научное развитие.

Плюсы. При удачном нападении расширение территории положительно скажется на совокупной мощи государства. Уменьшится либо исчезнет риск остаться без важных ресурсов. За мирный договор враг может отдать что-нибудь существенное — например, технологию или мировую карту.

Минусы. Объявив войну соседу, вы надолго испортите с ним отношения. Прочие цивилизации тоже будут не в восторге от вашей агрессии и учтут это, выбирая себе аналогичную жертву. При затяжной войне вы отстанете по технологиям, а блиц-криг может сорваться, если недооцените противника, и он привлечет союзников.

Как воевать? На границе держите как можно больше защитных юнитов. Это копейщики, мушкетеры, стрелки. Атакующих — лучников, конницу, танки — отправляйте на захват городов. При передвижении по вражеской территории старайтесь выбирать холмистый или горный ландшафт — он увеличивает защиту юнитов, соответственно, в 1.5 и 2 раза. В свою очередь стремитесь, чтобы противник не смог занять такие клетки.

Выбирая цель, учитывайте, прежде всего, боевые характеристики войск. Например, Кавалерист имеет соотношение 6.3. Он с высокой вероятностью победит такого же юнита при нападении, но проиграет ему при обороне. Потому что атака в каждом случае будет больше, чем защита. Если же обороняющийся расположится в горах, шансы уравняются, так как у него будет бонус местности.

Крупные города также дают серьезные преимущества укрепленному гарнизону. Вы можете потерять с десяток юнитов, прежде чем возьмете, например, столицу врага. Даже в случае, если атакующие характеристики у них были высокие. Кроме того, после захвата есть риск, что повстанцы свергнут ваше правительство, и город придется брать заново.

Путь дипломата

Это заключать всех в дружеские объятия. Собственно, наладить отношения в игре помогают практически любые сделки, будь то обмен технологиями или продажа ресурсов. Чем больше полезных связей, тем лучше. Разумеется, ваше государство должно быть достаточно крепким, чтобы заключать договора на равных условиях. Побеждать тут легче всего через строительство ООН или в Космической Гонке.

В мирное время все ресурсы направляйте на внутреннее развитие и отстройку городов. Обязательно смените строй на Республику, а позже на Демократию — получите больше денег и быстрее разовьетесь по наукам. Армию держите только для паритета, иначе на нее будет уходить слишком много золота из казны.

Здания нужны почти все — Храмы, Соборы, Библиотеки, Университеты, Рынки, Банки, Фабрики, Больницы. Все, что дает расти городу, уменьшает несчастных жителей, приносит деньги, ускоряет науку и производство. Из Великих Чудес желательно успеть построить Торговый Дом Смита и Дамбу Гувера — они оплатят, соответственно, все финансовые учреждения и гидроэлектростанции.

Чтобы быстро возводить здания, в окне города используйте кнопку «Ускорить производство». Второй способ — распускать в гарнизоне лишних и просто устаревших юнитов. В этом случае они обменяются на щиты, которые автоматически перейдут в колонку строительства. Для Чудес Света эти методы не работают.

Что делать, если компьютер постоянно нападает. Такое обычно происходит, если у вас слабая армия и никакие отношения с цивилизацией. То есть нет ни права прохода, ни торговли, ни даже посольства. Все эти факторы влияют на решение компьютера у вас что-то потребовать и объявить войну в случае отказа. Поэтому завязывайте на себе оппонентов так, чтобы им было невыгодно с вами конфликтовать.